1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания.
3. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.
5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
6. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего воздействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
7. Если ребенку трудно, но он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам. Остальное предоставьте делать ему самому.
8. Если ребенок вызывает своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
9. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке! Ты справишься!»
10. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные переживания с возможностями ребенка.
11. Постепенно и неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.
12. О своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем и о его поведении.